Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

Петербург

(no subject)

Санька за лето доделал последнюю тетрадку из четырех у Гейдмана (второй класс). То есть он с сентября 2015 сделал абсолютно все задания из Гейдмановских рабочих тетрадей. Потом он сделал полностью тетрадку Жени Кац "Необычная математика" для детей 7-8 лет и ее же маленькую тетрадку "Олимпиада плюс".
Хотя Саньке уже девять, а Необычная математика для 7-8 лет, но далеко не все задания в ней давались ему легко. На мой взгляд задания весьма разнородны. Есть настолько легкие, что их легко решает Вася, а есть такие, над которыми мы вместе с Санькой голову ломали. Причем я хотя бы видела схему решения (а не сразу результат, как обычно в детских заданиях), а Санька даже не представлял, как к задаче подступиться.
Но это еще цветочки. Теперь мы с ним взялись за первую тетрадь "Математика и информатика" Сопруновой и Ко для 3 класса. Больше всего меня потрясает объем заданий, который предлагается выполнять. Первая тетрадь рассчитана на пять недель учебного года, каждую неделю по четыре урока. У нас только рабочая тетрадь, без учебника, так вот на эти 20 уроков отведено более 70 страниц! И это отнюдь не пустые клеточки для написания решений - решения предлагается записывать в обычной тетради. Каждый урок состоит из двенадцати заданий, причем многие из заданий делятся на подзадания (и довольно массивные). Например, в одном задании нужно решить три уравнения с проверкой, в другом четыре примера по пять-семь действий в каждом и тп. И задания отнюдь не ординарные, не просто на понимание состава чисел. Например вот такое задание из первого урока для третьего класса:
"Представь каждое из чисел 94, 95, 96 и 97 в виде суммы четырех квадратов"
Я уж молчу о том, что понятие "квадрат числа" во втором классе не проходят.

И я что хочу сказать: упорно борюсь с ощущением ущербности себя и ребенка. Пожалуйста, не говорите мне, что делать ежедневно по двенадцать домашних заданий (а в сумме с подзаданиями и все тридцать) - это нормально для девятилетки. Пытаюсь понять, чем руководствовались составители. Ведь это не просто сборник интересных заданий или примерный перечень или что-то такое еще. Это ведь поурочный план! Для кого?
Санька с моей постоянной помощью и подробными объяснениями с трудом выполняет максимум половину урока. Для сравнения: Гейдмана он выполнял полностью самостоятельно. Конечно, я объясняла новые темы, но далее все самостоятельно. Вопрос вот какой: если Гейдмановский уровень легковат, то Сопрунова явно слишком "высоко замахнулась". Интересно, есть ли какие-нибудь средние по уровню рабочие тетради? Или это из разряда несбыточных мечтаний?
Петербург

Под дождем

Второй день подряд попадаю под грибной дождь. Вчера лишь слегка покапало, даже намочить ничего не успело. А сегодня разразился настоящий летний ливень, когда стена дождя, и за этой стеной силуэты машин, мчащихся по Ленинскому, видятся смутно, а противоположная сторона и вовсе скрыта в дымке капель.
Дождь подкрадывался незаметно, но очень быстро. Прохожих сначала было много и они не реагировали на начало дождя. Потом кто-то начал раскрывать зонт, кто-то застегнул куртку. Еще пара секунд и большинство припустило бегом до блмжайшего укрытия. И вот уже улица пуста, черный мокрый асфальт, а под каждым козырьком сгрудившиеся люди.
Я не побежала прятаться, мне до дома было минуты три. Да еще и куртка с капюшоном. Единственное неудобство - очки. Сначала пыталась спрятать лицо, потом уже все равно. Глаз мгновенно выискивает микроскопические зоны на стеклах, еще свободные от дождевых капель.
Вдруг вспомнилось почти детство. Лето после окончания школы, перед поступлением в институт. Одноклассница позвала меня походить на экспресс-курсы по математике в Бауманское училище. Она хотела поступать в него. Я поступать туда не собиралась, но математика и мне была нужна, так что стала ходить.
Курсы шли около месяца, ежедневно - как раз между выпускным и первым экзаменом. Начало было в пять вечера, июль стоял жаркий, мы готовились на пляже в Серебряном бору, а после обеда я собиралась и ехала на Бауманскую.
И ровно перед моим выходом из метро начинался страшенный ливень. Такой, от которого невозможно спрятаться под зонтом, от которого моментально улицы превращаются в бурные реки минимум по щиколотку. Лучше всего такой дождь пережидать под крышей. Но тогда опоздаешь к началу занятий. И вот мы бросались под струи дождя и бежали к училищу, прижимая к животу сумки с тетрадями - главное, чтобы записи не промокли. Приходили насквозь вымокшие, отжимади длинные юбки, выливали воду из туфель-лодочек.
А через несколько минут дождь заканчивался, и опять светило яркое солнце. Мы же тряслись от холода в старых темных аудиториях.
И все это повторялось минута в минуту на следующий день. Я все ждала: не может же быть, чтобы целый месяц дожди шли ровно по полчаса в день и как раз тогда, когда мне невозможно от них укрыться? Но нет, дождь был стабилен и сопровождал меня каждый раз. Не знаю, прекратился ли он после того, как я перестала ходить на курсы. В памяти этого не осталось.
Пришла домой, и оказалось, что я довольно сильно промокла за те три минуты, что шла до дома. Куртка и джинсы хоть выжимай. Поставила чайник, глянула в окно - там уже вовсю светит солнце и сверкают мириарды капель на зеленых листьях.
Обожаю летние солнечные ливни.
Карловы Вары

(no subject)

Конец (вернее начало?) нашей балетной эпопеи.
Поступали сегодня в училище Ледяха. Внимательно смотрели. И единственный раз досмотрели танец до конца. Вот не понимаю я этого: зачем требовать поставить танец на минуту, а потом всех прерывать на середине? Ладно бы прерывали некоторых, можно было бы подумать, что им все стало ясно, поэтому дальше не хотят смотреть. Но прерывали абсолютно всех. Требовали бы сразу ставить танцы на полминуты. Зачем девочкам дополнительный стресс и расстройства? Если говорить об уважении к человеку, то в Ледяха этого побольше оказалось. Мало того, еще и похвалили. Приятно же.
В общем, Таню взяли. Да, голова большая. но мы в примы-балерины Большого театра и не собираемся. (Хотя это только мое мнение. Таня как раз собирается.)
Из минусов: немного подальше возить. Из плюсов: очень понравился хореограф, который возьмет класс.
Теперь опять куча бумажной волокиты. И мне все-таки придется вплотную заняться оформлением материнского капитала, чтобы оплатить им учебу. Зато теперь у меня хоть есть стимул на эту бюрократическую войну.
Карловы Вары

Право на разочарование

Вот умными словами как раз о том, о чем я размышляю последнее время. Наскольок прочно в нас сидит вот этот запрет на печаль, на разочарование, на грусть.
Вчера в училище:
- А чья это девочка плачет? Мама? Где мама? Успокойте! Разве монжо так расстраиваться? Это же такая ерунда!
Со всех сторон. Плакать нельзя. Показывать расстройство нельзя. Показывать свои подлинные чувства нельзя. Твои чувства просто ернунда, ты ничего не понимаешь.
Ну почему нельзя просто пожалеть плачущего или хотя бы оставить его в покое?
Да, Таню не взяли в Лавровского. И до смешного: большая голова.

Оригинал взят у veronikahlebova в Право на разочарование
Перед самым отъездом в Ирландию мы с дочкой Майей успели посмотреть замечательный мульт «Головоломка». Там, помимо прочих идей, речь шла о пользе грусти.

Грусть, сожаление, печаль – естественные чувства. Проживая их, мы отпускаем – все, что было дорого когда-то. Было, но закончилось…
Те же самые чувства помогают нам переживать таинство общности с другими людьми. Совместная грусть по ушедшему – сближает, объединяет.

Это хорошо видно в финале мультфильма – когда все члены семейства признались в своих подлинных переживаниях - потери общего дома, общих воспоминаний...

Между тем совместное переживание грусти у нас, мягко говоря, не в традиции.
Грусть ассоциируется с унынием, депрессией, и подлежит изгнанию. Хотя ни уныние (бессилие жертвы), ни депрессия (подавленные чувства, в том числе грусть) не имеют с ней ничего общего.
Еще один способ избежать переживания грусти – неизбежной спутницы потери (вещей, возможностей, безвозвратно ушедшего времени и пр.) – это выискивание ошибок и поиск виновных.
Collapse )

Карловы Вары

(no subject)

Вася задумчиво:
- А зачем Бог создал икоту? Чтобы посмеяться?

Идем и вспоминаем мультики "Куми-Куми". Таня:
- А я бы хотела, чтобы все мальчики ко мне так липли. (Как к Юси).
Я не успеваю отреагировать, как включается Саша:
- А тебе что, всей школы мало?
Я:
- Почему всей школы?
Саша:
- Таня так Ане на даче рассказывала.
Таня:
- Я чтобы Аня не зазнавалась. Она сказала, что ее полшколы любит, тогда я сказала, что меня вся.
И немного подумав:
- Вообще-то, я в меру обаятельная и привлекательная.

И про привлекательность. :)
Ходили с Таней на просмотр в Гранд-балет. Вот уж где меня малость ошарашили. Я что ожидала? Разговора о растяжке, выворотности, подъемах, спине. Всяких там недочетах и минусах. А нам сказали: "Процентов на 85 в училище не поступит - голова слишком большая." Все остальное их устраивает, кроме головы. И им мы "подходим идеально" по словам педагога. А в училище не подходим из-за головы. Но это уже не в нашей власти, увы. Интересно, что на первом туре скажут.
Карловы Вары

(no subject)

Когда я была маленькая, я говорила "макако" вместо "молоко". Моей маме это очень нравилось, и она до сих пор с удовольствием вспоминает данный факт моей ранней биографии.
К сожалению, больше почти ничего ей не удалось запомнить. Наверняка я, как все дети, говорила еще много всякого смешного. И не только говорила.
Вот еще такое воспоминание моей мамы. Была я совсем маленькая и "гуляла" в коляске. Везла мама меня по бульвару, а навстречу нам тоже "гулял" в коляске маленький мальчик с печеньем в руке. Коляски поравнялись и разъехались. Вдруг обе мамы услышали горестный рев. Смотрят: мальчик рыдает, а я с довольным видом держу в руке печенье.
Нда, такой факт не слишком-то меня украшает. Но это еще цветочки. Вот мое собственное воспоминание о временах учебы в школе.
Было мне лет десять примерно. Я была отличницей и очень любила решать всякие ребусы-задачи и прочее. Я и до сих пор люблю. А тогда участвовала во всех доступных олимпиадах. В частности в олимпиаде по математике, которая проводилась в моей собственной школе.
Сижу я, решаю какие-то мудреные задачи, а за учительским столом сидит наша математичка. В класс входит какая-то другая учительница, и они вдвоем с математичкой начинают что-то обсуждать. Но я на них и внимания не обращаю - до того ли мне с моими олимпиадными задачками!
И тут вдруг математическа подзывает меня и говорит:
- Маша, сходи к Анне Николаевне и спроси, сколько лет она в школе работает.
Я с трудом выныриваю из мира уравнений и послушно выхожу из кабинета. Иду в класс к Анне Николаевне, а по пути пытаюсь сообразить: о ком мне узнать нужно? Кто такая загадочная "ОНА", неизвестно сколько лет в школе работающая? Ведь имени мне никакого не назвали!
Этот вопрос занимает меня всю длинную дорогу по лестнице на другой этаж вплоть до заветной двери. Уже подходя, я решаю не мудрствовать и задать Анне Николаевне вопрос в точно такой форме, как было велено. Уж наверное учителя сами знают, о ком и о чем идет речь.
Захожу в класс, вижу учительницу, окруженную детьми и старательно говорю:
- Анна Николаевна, Елизавета Николаевна спрашивает "сколько лет ОНА в школе работает?"
Всеобщее недоумение.
Затем Анна Николаевна говорит:
- А почему у меня?
- Не знаю, - честно отвечаю я.
Дети оживляются. Происходит что-то не совсем обычное. Высказываются разные версии.
Наконец Анна Николаевна недовольно заключает:
- Скажи Елизавете Николаевне, что я не знаю, сколько лет ОНА в школе работает. Уж ей-то это должно быть лучше известно.
Что может сделать послушная девочка в данном случае? Конечно, только вернуться обратно в свой класс и старательно передать:
- Елизавета Николаевна, Анна Николаевна сказала, что не знает, сколько лет ОНА в школе работает. Вам должно быть лучше это известно.
Елизавета Николаевна изумлена не меньше Анны Николаевны. И не меньше ее недовольна.
- Что за глупости? - хмурит она брови. - Пойди и спроси еще раз. Скажи, что мне нужно анкету заполнить.
Я поворачиваюсь и бреду обратно. Несколько колеблюсь перед дверью кабинета Анны Николаевны, но собравшись с духом все-таки открываю дверь.
- Анна Николаевна, Елизавета Николаевна просила сказать Вас точно, сколько лет ОНА в школе работает. Ей для анкеты надо, - жалобно говорю я.
- Да кто ОНА-то? - сердится Анна Николаевна.
Я несколько приобадриваюсь: оказывается не только мне неизвестно, кто такая таинственная "ОНА".
Вопрос Анны Николаевны вызывает бурную дискуссию. Наконец, один из присутствующих (поистине незаурядного ума человек) говорит:
- Анна Николаевна, должно быть ОНА - это Вы!
- Да? - сомневается Анна Николаевна. Но поскольку я все еще тут и жду ее ответа, бросает мне:
- Передай Елизавете Николаевне, что я работаю в школе 10 лет, а сколько ОНА - я не знаю!
Должно быть олимпиадная задачка была чересчур сложной. Я возвращаюсь в класс к Елизавете Николаевне и послушно повторяю:
- Анна Николаевна сказала, что работает в школе 10 лет, а кто такая ОНА - она не знает.
Занавес.
Но в свое оправдание могу сказать, что я-таки решила математические задачки и даже что-то там выиграла на олимпиаде.
Думаю, данный случай полностью меня характеризует. Именно такая я и есть. Так и мучаюсь всю жизнь.
Карловы Вары

(no subject)

Увидела вчера в сообществе freedu обсуждение диктанта по русскому языку для третьего класса. Тут же усадила Таню. Она покочевряжилась немного, поскольку писать диктанты не приучена. Но написала.
Диктант вот такой:
На дачу.
Вечером родители объявили Егору и Наташе об отъезде на дачу. Утром машина уже стояла у подъезда. Семья отъехала от города. Открылся чудесный вид. В этой местности течет широкая река. На краю леса есть овраг. От леса к дому вьется тропинка.
На даче ребят ждала бабушка Надя. За ужином все радостно пили чай с пирожками и вареньем.

Я была приятно удивлена. Думала, что минимум пять-шесть ошибок сделает. А она написала все правильно, кроме единственного слова, причем это скорее из области забавного. Вместо "с пирожками" в Танином исполнении все пили чай с "пЕроШками". Когда я показала Тане ошибку, она сама смеяться начала. Такой вот неожиданный финт.
В любом случае этот диктант был бы сдан, что порадовало. Скоро, совсем скоро нам предстоит писать всякие диктанты и контрольные. Наверное, на следующей неделе.
Карловы Вары

(no subject)

Что-то вдруг вспомнилось.
Для самооценки мне всегда было важно чувствовать себя красивой. А с некоторых пор это ощущение равняется ощущению "окружающие считают тебя моложе, чем ты есть на самом деле". И я в памяти храню такие забавные случаи.
Один совсем давнишний.
Я пришла за рецептом на молочную кухню для Маши маленькой. Рецепты выписывала заведующая поликлиникой, она же вела подростков (14-16 лет) перед передачей их карт во взрослую поликлинику. Сижу, жду перед кабинетом. Выходит очередной посетитель, заведующая выглядывает и строго так ко мне обращается: "Подростки у нас только по четвергам!" Пришлось объяснять ей, что из подросткового возраста я уже вышла.
Потом было еще смешнее.
Когда Манька и Темка учились в гимназии Утро, там проводили вечера-дискотеки. На этих дискотеках присутствовали и дети, и учителя, и некоторые родители. Я в том числе. А вместо физкультуры у детей было ушу. Тренер-ушуист вел еще секцию в соседней школе. И вот на одну дискотеку он пригласил мальчиков из соседней школы для девочек из старших классов гимназии. А надо сказать, что в то время я носила прическу под названием "коса до пояса". Так что одному мальчику-десятикласснику я очень понравилась. Он все время приглашал меня танцевать, рассказывал про "предков" и "училок". Я слушала и улыбалась. Когда началось чаепитие, он принес мне чай и даже уже телефончик попросил! Но тут Манька испортила все дело. Она в шестом классе уже училась. Так вот она подошла и так спокойненько: "Мам,...." У мальчика был шок.
А когда я приехала в роддом рожать Таню, медсестра в приемном отделении, переписывая данные из паспорта в карту, написала мне возраст на десять лет моложе. Хотя не думаю, что в тот момент я блистала красотой и молодостью.
Последнее такое событие случилось этим летом. Хотя мальчики меня с десятиклассницей уже не путают, увы. Зато в поликлинике, где я собиралась проходить осмотр перед неприятной операцией у меня состоялся такой диалог с медсестрой:
- вам нужно сдать анализы и можете приходить.
- а кроме анализов ничего не надо?
- ничего. ЭКГ у нас только после сорока.
Я кое-как выползла на улицу в сопровождении мужа, подумала и решила: раз уж даже медсестра до сих пор считает меня молоденькой - ну ее эту операцию!
Карловы Вары

(no subject)

Посмотрели результаты лыжного забега для детей. Санька - первый. Я рада тому, что совершенно точно это предсказала. Как-то даже сомнений у меня не возникало.
Санька получил сегодня кубок. Это его первый кубок, раньше только медали, грамоты и вымпелы были. Буквально на прошлой неделе у нас состоялся разговор на тему: "Как хранить медали?" И Темка предложил хранить их так, как делает он сам: в кубках. Но у Саньки не было ни одного кубка! И вот, получив кубок, он, совершенно счастливый, сказал нам: "Теперь мне есть, где хранить медали." Лена очень удивилась (она-то была не в курсе наших бесед) и стала убеждать Саньку, что кубок ценен сам по себе, а не только в качестве предмета для хранения медалей.
А Санька и так прекрасно представлял его ценность. Целый день он с ним не расставался. С далеко идущими целями. У нас сегодня самый насыщенный день. Так что Санька хвастался на шахматах, хвастался на акробатике и даже собирался похвастаться перед Таниной учительницей музыки. Но ему не повезло: мы пришли поздно и учительница уже ушла.
Зато все остальные были покорены кубком.
Я спрашиваю у Саньки вечером: "И зачем ты его целый день с собой носишь?" Санька предельно откровенен: "Чтобы завидовали!"
В конце дня кубок треснул. Закономерный результат. Санька был встревожен: "Он поддельный!?" Пришлось объяснить, что и пластиковый кубок вполне ценен. Так что все-таи будем хранить в нем медали.