maria_ams (maria_ams) wrote,
maria_ams
maria_ams

Category:

Русский язык на СО 1-4 класс.

В школе обычно начинают с изучения букв, хотя многие дети умеют читать к 1 сентября. Мои дети тоже умели. Для этого мы чем только не пользовались чуть ли не с рождения (особенно младшие, которые волей-неволей участвовали в обучении старших). У нас была и магнитная азбука, и кубики Зайцева, делала я и карточки Домана, даже был специализированный букварь для детей с нарушением слуха. Были и самые простые кубики с буквами, разрезные азбуки и тп. Что-то в процессе опробования я отбрасывала, что-то оставляла для младших. В результате пришла к тому, что у малышей лучше всего идут кубики Зайцева (без таблиц и прочего), потому что там слоговое чтение, магнитная азбука, а также разного рода электронные азбуки (нажал кнопку – звучит буква), потому что они позволяют отпускать ребенка в «свободное плавание», когда родители заняты. Из букварей мне больше всего нравится «Азбука Л.Н.Толстого», так как в ней не только буквы, но и коротенькие, постепенно усложняющиеся тексты. Правда, придется объяснять значения некоторых уже устаревших слов.
Вместе с изучением букв ребенок учится самостоятельно писать их. Сначала просто копирует то, что видит в книгах и на кубиках, пишет печатными буквами, а в первом классе уже начинается изучение письменных букв. В овладении этим умением очень важно, насколько хорошо ребенок в принципе владеет руками. Сейчас выпускается множество всяких тетрадок для дошкольников с заданиями типа «Обведи по точкам, заштрихуй фигуру, повтори зигзаг до конца страницы» и тп. Я не вижу в них смысла, если только ребенку самому не нравится такое времяпровождение. Моим детям не нравилось. Им было интереснее рисовать самим, складывать паззлы, что-то клеить, вырезать, даже шить. И мелкую моторику все эти занятия развивают ничуть не хуже, а главное – ребенку интересно, и к моменту знакомства с прописями он еще не устал от всех этих довольно-таки нудных обводов.
Прописи тоже бывают разные. Мы пробовали прописи Соболевой, пробовали обычные. Разницы особой нет. Можно обойтись и вовсе без прописей; купить тетрадь в косую линейку и давать ребенку конкретные задания.
Что важно при обучении письму: соединения букв. Неправильное соединение букв может привести к тому, что правильно написанное слово окажется с ошибкой: например, буква «О» будет перепутана с буквой «А».
После овладения письмом начинается собственно изучение русского языка. Мы учили его так: сначала довольно долгое время просто переписывали тексты. Есть хорошие сборники «Контрольное списывание», которые мы использовали. Сначала количество ошибок у некоторых моих детей было угрожающим: 5 и более на строчке. Я ставила соответствующее количество палочек на полях, а ребенок искал свои ошибки. В результате уже к концу первого класса был достигнут хороший результат: нет, ребенок не перестал делать ошибки, но он научился проверять свою работу. Это гораздо важнее.
Со второго класса мы пользовались пособиями Ахременковой «50 занятий с репетитором». Продолжали переписывать тексты. Плюс к этому я нашла удобный для себя способ следовать за программой. Это сборники зачетных работ. К сожалению, из года в год приходилось заново искать наиболее удачные издания. На сегодня мне нравятся сборники Алимпиевой и Векшиной, типа таких: https://www.labirint.ru/books/533596/
В дальнейшем я усложняла задачу: купила «Сборник диктантов повышенной сложности для 3-4 классов» Узоровой. Но дети не писали диктанты, они по-прежнему их ПЕРЕписывали. Особенно это важно для детей, которым трудно дается русский язык, детей с дисграфией. Им бесполезно учить правила, они просто не смогут их применить в силу особенностей восприятия («бесполезно» не означает «не нужно», просто знание правила в данном случае не гарантирует результат). Показательным является предложение: «Люди плыли на плоДах», которое написал мой старший сын после того, как выучил правило о том, как нужно проверять глухие и звонкие согласные на конце слов. Он просто не слышал разницы, правило для него было бессмысленным. Единственным действующим способом было запомнить, как пишутся слова. А для этого много раз их увидеть, внимательно рассмотреть и переписать. Способ работает не быстро, но верно.
Что делать с разного рода морфологическими, синтаксическими и фонетическими разборами? Знакомя ребенка с частями речи и видами предложений, а также различиями между гласными-согласными и тп, я предлагала готовые схемы разборов, которые нужно было заполнять по пунктам. Постепенно запоминалось.
Схемы такие:
Синтаксический разбор предложения:
1. По цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное)
2. По интонации (восклицательное и невосклицательное)
Будьте внимательны: здесь современные требования расходятся с тем, чему учили нас. У нас не было никаких побудительных. У нас были только восклицательные. Так что придется научиться по-новому.
3. Простое или сложное.
4. Распространенное или нераспространенное
5. Есть ли однородные члены
6. Указать главные члены предложения
7. Указать второстепенные члены предложения, к каждому второстепенному члену предложения поставить вопрос. Указать, какими частями речи выражены все члены предложения.
Для четвертого класса этого достаточно.
Морфологический разбор имени существительного:
1. Выписать существительное, если оно употреблено с предлогом, то выписываем с предлогом, который заключаем в скобки, задать вопрос, указать часть речи.
2. Записать начальную форму (Им.п., ед.ч.)
3. Постоянные признаки: одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, род, склонение
4. Непостоянные признаки: число, падеж
5. Каким членом предложения является.
Аналогичные схемы морфологического разбора и для имени прилагательного и глагола. Только там указываются соответствующие постоянные и непостоянные признаки. У прилагательных это качественное, нарицательное или притяжательное, число, род, падеж. У глаголов совершенный или несовершенный вид, спряжение, время, род, число и лицо (если можно определить для данного времени).
В фонетическом разборе сначала записывается само слово, затем его транскрипция в квадратных скобках, ставится ударение, указывается количество слогов. Затем в столбик выписываются все буквы и напротив каждой ставится звук (звуки), которые она обозначает, к каждому звуку пишется пояснение, что это за звук.
Например:
Ель [йэл”] - 1 слог
Е- [й"] – согласный, мягкий непарный, звонкий непарный
-[э] – гласный, ударный
Л - [л”] – согласный, мягкий парный [л], сонорный
Ь - [-]
Далее под чертой пишем количество букв и звуков в слове: 3 буквы, 3 звука.
Я никогда не заостряла внимание детей на этом разборе, давала его очень бегло непосредственно перед аттестацией, а некоторым не давала совсем. Если ребенок не сделает один разбор, это еще не означает, что он не сдаст аттестацию. Возможно, в его конкретном случае лучше не путать лишними знаниями, а уделить внимание более важным навыкам.
Разбор слова по составу. Нужно знать все части слова (корень, приставка, суффикс, окончание, нужно знать, что такое основа слова, и как они все обозначаются). Обратите внимание на разбор глаголов: этот разбор также изменился по сравнению с тем, чему учили нас. Все эти –ся и –ть теперь называются по-другому. 
Таким образом мы учили русский язык для сдачи аттестаций. То есть это тот минимум, выполнение которого гарантировало успешную сдачу (не двойку). Все более интересное, углубленное, все разговоры о происхождении слов, о том, как меняется и развивается язык, какие еще бывают языки, в чем их сходство и отличие и тд – это все по желанию и по интересу. К школе это не имеет отношения.
Tags: home school, обучение
Subscribe

  • (no subject)

    Очень нравится мне нынешняя зима. Много снега, холодно. Понимаю, что это неудобно, радуюсь, что нет сейчас у меня младенцев, которые нуждаются в…

  • Медитация для родителя

    Никогда не знаешь, какое занятие неожиданно окажется медитативным и вернет душевное равновесие. Я последние дни страдала от бессмысленности…

  • (no subject)

    Вчера полдня занималась оформлением документов на собаку. Сначала ездила с ней за справкой формы №1, потом с этой справкой за международным…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments