maria_ams (maria_ams) wrote,
maria_ams
maria_ams

Categories:

Право на разочарование

Вот умными словами как раз о том, о чем я размышляю последнее время. Наскольок прочно в нас сидит вот этот запрет на печаль, на разочарование, на грусть.
Вчера в училище:
- А чья это девочка плачет? Мама? Где мама? Успокойте! Разве монжо так расстраиваться? Это же такая ерунда!
Со всех сторон. Плакать нельзя. Показывать расстройство нельзя. Показывать свои подлинные чувства нельзя. Твои чувства просто ернунда, ты ничего не понимаешь.
Ну почему нельзя просто пожалеть плачущего или хотя бы оставить его в покое?
Да, Таню не взяли в Лавровского. И до смешного: большая голова.

Оригинал взят у veronikahlebova в Право на разочарование
Перед самым отъездом в Ирландию мы с дочкой Майей успели посмотреть замечательный мульт «Головоломка». Там, помимо прочих идей, речь шла о пользе грусти.

Грусть, сожаление, печаль – естественные чувства. Проживая их, мы отпускаем – все, что было дорого когда-то. Было, но закончилось…
Те же самые чувства помогают нам переживать таинство общности с другими людьми. Совместная грусть по ушедшему – сближает, объединяет.

Это хорошо видно в финале мультфильма – когда все члены семейства признались в своих подлинных переживаниях - потери общего дома, общих воспоминаний...

Между тем совместное переживание грусти у нас, мягко говоря, не в традиции.
Грусть ассоциируется с унынием, депрессией, и подлежит изгнанию. Хотя ни уныние (бессилие жертвы), ни депрессия (подавленные чувства, в том числе грусть) не имеют с ней ничего общего.
Еще один способ избежать переживания грусти – неизбежной спутницы потери (вещей, возможностей, безвозвратно ушедшего времени и пр.) – это выискивание ошибок и поиск виновных.
…………….
Многие люди только в кабинете терапевта начинают присваивать право на грусть, печаль, разочарование, обиду, сопротивление (лень)….
……………………..
Удивительно, насколько трудно бывает - просто согласиться, что Другой может быть разочарован (грустить, обижаться, злиться, не хотеть того же, что хочешь ты сам). Особенно трудно – если его чувства направлены на тебя.
………………………….
…Майя (10 лет) жаловалась на английскую школу, в которой мы все сейчас учимся на каникулах.
Да, на эту чудесную школу, с красивыми классами, веселыми учителями и приветливыми студентами.
Которая нравится мне и моим старшим сыновьям.

…День первый.
Я думаю, что она еще не адаптировалась, что она ленится, не хочет преодолевать препятствия. Я хочу, чтобы она училась справляться с трудностями.
Я позволяю ей жаловаться, но, в конце концов неизменно учу ее находить преимущества, даже если есть недостатки.
При этом мне известно, что она – самая младшая ученица, и нет других детей ее возраста. Мне известно, что она учится в одном классе с 12-13-14-летними детьми.

День второй.
Майя продолжает жаловаться. Я продолжаю ее убеждать.

День третий.
Майя не хочет идти в класс. Говорит, что ей скучно. Я напоминаю ей, что если она не будет пытаться разговаривать, то не сможет почувствовать себя вовлеченной и ей, конечно, будет скучно.

…День четвертый.
В моем классе учитель читает вслух книжку.
Не Алису в стране чудес, а нормальную такую книжку современного классика. Я понимаю каждое десятое слово. Смысл тоже улавливаю местами.
Очень скоро мне становится скучно. А когда начинается начинается обсуждение, в котором я не могу участвовать, потому что не поняла смысл, я теряю последнюю заинтересованность.

Вдруг меня пронзает инсайт. Майя в таком же положении каждый день.

Я начинаю размышлять. Почему же я не хотела услышать ее? Ведь это так просто – признать чувства ребенка, согласиться с ее правом на разочарование….

….Это совсем не просто.
Потому что признав ее права на чувства, придется столкнуться со своими чувствами. В первую очередь – с собственным разочарованием.
Потому что тогда придется признать, что мои старания (поиск школы, заплаченные деньги и другие усилия) не привели к тому результату, которого я ждала.
А другого варианта я не рассматривала.
………………………

- Тебе не нравится, потому что в классе дети старше тебя? И учителя ориентируются на них? И ты не понимаешь многих слов?
- Ну конечно, я же говорю тебе об этом с самого начала! И так по 4 часа в день! Это много для меня!
- Кажется, я тебя наконец-то поняла….

.... Теперь я говорю о том, что мне очень жаль. Что я надеялась на лучшее. Но, похоже, никто заранее не мог предусмотреть всего на свете. В том числе, что не будет разочарований.

Потом я говорю, что при любом выборе мы рискуем…
Что-то будет хорошо, что-то – не очень. И это – нормально. И нужно учиться переживать трудности, не виня себя и других, и находить что-то полезное для себя.
И еще - извлекать опыт для следующих выборов.

И что теперь, когда мы обе знаем, как обстоят дела, нужно постараться извлечь максимум пользы…. Послушать новые слова. Познакомиться с ребятами. Заметить, как стараются учителя.
Я рассказываю о том уроке, когда мне было очень тяжело. Мы сочувствуем друг другу.

....Некоторое время спустя я вспоминаю, как моя мама отрицала мое право на разочарование и на грусть. Кажется, я теперь лучше понимаю ее.
Встречаться с разочарованием в себе совсем не
просто.

Tags: Таня, Я, балет, воспитание детей, дети, дневник, мысли, перепост
Subscribe

  • (no subject)

    Санька: - Завтра у нас в школе Праздник на 7-8 уроке, я задержусь. - Ок. Вечером спрашиваю: - Ну как Праздник? - Отлично! - А что за Праздник, в…

  • (no subject)

    Музей Новой Хронологии. Побывать в Ярославле и пропустить такое - нельзя. Я уже видела фото в интернете и просто обязана была сходить и проверить:…

  • Медитация для родителя

    Никогда не знаешь, какое занятие неожиданно окажется медитативным и вернет душевное равновесие. Я последние дни страдала от бессмысленности…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments